Денежное обращение и управление пенсионными резервами
 
Новые публикации:
Готовность отечественного рынка негосударственного пенсионного обеспечения к активной работе с пенсионными взносам
В Украине закон жестко регламентирует инвестирования пенсионных активов
В мире практика использования негосударственных пенсионных фондов существует уже достаточно давно
Двухуровневые пенсионные системы
Решение о том, чтобы не повышать возраст выхода на пенсию, является приемлемым в настоящее время
Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения
Схема работы НПФ
Финансовое обеспечение негосударственных пенсионных фондов
Существует группа финансовых посредников, представленная страховыми компаниями, пенсионными фондами и инвестиционными институтами
Практика последних лет показывает, что исполнения бюджета Пенсионного фонда по доходам не превышало 90%
В 2009 году упрощен механизм добровольного участия в пенсионной системе
Функции НПФ
Пенсионный фонд - надежный партнер работодателя и работника
Значение страховых компаний в долгосрочном финансировании промышленности
О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предоставления государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и инвалидам
Мировой опыт: стратегии и модели пенсионного обеспечения и чего мы ждем от новой украинской модели
Реформирование украинской экономики
На сегодня правительство продолжает внедрять курс, направленный на улучшение социального климата в Украине
Европейские подходы к обеспечению граждан достойной работой
Продолжительность выслуги лет перечисленных категорий работников разная

Недостатки

НедостаткиСтавка отчислений на пенсионное обеспечение по-прежнему уплачивается работодателем и остается одной из самых высоких в мире (28%), что давно уже вызывает нарекания работодателей и не способствует выводу зарплат из тени. К тому же это не соответствует проводимой сейчас политике снижения других налогов (в частности, налога на прибыль и подоходного налога).
Несмотря на перераспределение налогового бремени по уплате взносов в пенсионную систему с работника на работодателя, призванное улучшить положение первого, в действительности именно работник несет основную нагрузку по пенсионному обеспечению. Так как предложение труда менее эластично, чем спрос на труд, то и налоговая нагрузка перераспределяется в сторону менее эластичного фактора. Для работодателя в рыночной экономике стоимость труда, куда входят зарплата и все отчисления с нее, определяется его предельной отдачей. Однако формальная обязанность по выплате взносов, лежащая на работодателе, означает, что работник не чувствует ответственности за свое будущее, поэтому может легко согласиться с "серой" зарплатной схемой - при ней зарплата действительно оказывается больше, чем "белая", с которой уплачены все налоги.
Новые законы предпоагают следующую схему распределения платежей в пенсионную систему: 14% от заработной платы поступает на выплату базовых пенсий, 8% зачисляется на индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде, на основании которого будет рассчитываться пенсионный капитал, а 6% идут на специальный счет для дальнейшего инвестирования1. Представляется, что было бы логичней обязать работников самим уплачивать отчисления в накопительную систему, что в большей степени отвечало бы идеологии рыночных реформ и повышало ответственность работников за свое будущее.
Как уже упоминалось, предназначение базовой пенсии - предотвращение бедности. Это отражено в законе, предусматривающем поэтапное приближение этой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера. Сейчас для большинства пенсионеров базовая пенсия установлена в размере 450 руб. Закон предусматривает также индексацию базовой пенсии в соответствии с инфляцией. Таким образом, в конечном итоге базовая пенсия оказывается привязанной к прожиточному минимуму и индексируется в соответствии с инфляцией. Именно такая практика и применяется в странах, принявших новую систему. Однако далее имеются различия. Так как выплата базовой пенсии осуществляется из федерального бюджета, то делать для нее базой заработную плату совершенно необязательно. В большинстве стран первый уровень пенсий финансируется из общих доходов бюджета, что позволяет снизить зависимость данного вида пенсии от демографической ситуации и уровня заработной платы. Применив тот же принцип и в России, можно было бы в большей степени реализовать предназначение базовой степени и значительно снизить ставку единого социального налога, к чему призывает большинство работодателей.
Установление фонда заработной платы в качестве базы для базовой пенсии означает, что при росте числа пенсионеров и сокращении количества работников существует риск снижения реального размера базовой пенсии. Закон не отрицает этой возможности и говорит, что "коэффициент индексации (базовой пенсии) и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации" (п. 6 ст. 17 закона "О трудовых пенсиях"). Тем самым в самом законе уже заложено положение, что базовая пенсия необязательно будет выполнять свое предназначение.
Все это означает, что пенсионная реформа в России провалилась. Она не выполнила ни одной из поставленных перед ней целей. Схема финансирования пенсий осталась прежней, искажения на рынке труда устранены не будут, "серые" зарплатные схемы останутся, а доходы пенсионеров также будут зависеть от политики правительства. Кроме того, сохраняются льготные категории граждан, имеющих право на досрочную пенсию. Возраст выхода на пенсию в России остается одним из самым низких в мире. С этим можно согласиться, если учесть низкую продолжительность жизни. Однако принятый закон еще дальше снижает эффективный возраст выхода на пенсию, а это уже, учитывая кризисное состояние пенсионной системы, совершенно неприемлемо.

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- На сегодня правительство продолжает внедрять курс, направленный на улучшение социального климата в Украине
- Учет средств на индивидуальных счетах
- Политические риски накопительной пенсионной системы
- Недостатки
- Мировой опыт: стратегии и модели пенсионного обеспечения и чего мы ждем от новой украинской модели


В марте, после увеличения базовой часть трудовой пенсии на 8,7%, средний размер пенсии ростовских пенсионеров составит 4 тысячи 418,54 рубля. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе отделения Пенсионного фонда России(ПФР) по Ростовской области, всего в регионе насчитывается 1 млн 218 тыс. пенсионеров.
Пенсионное обеспечение государственных служащих возрастет почти на 25%.
В 2010 году средний размер пенсий вырастет на 45%, заявил глава правительства РФ Владимир Путин
 
Rambler's Top100